Молодежное благотворительное общественное объединение
"ГОРОД БЕЗ НАРКОТИКОВ"

О юридическом аспекте заместительной терапии метадоном

 

Принимая во внимание отчетность о положительном эффекте заместительной терапииметадоном, хотелось бы обратить Ваше внимание на субъективность данных оценок, а так же сделать акцент на правовых аспектах, касающееся данной проблематики.

Постановлением Министерства Здравоохранения Республики Беларусь заместительная терапияметадономопределяется каклечение больных с зависимостью от опия или опиоидов с применением перорально метадона.[1]

            Закон Республики Беларусь «О здравоохранении», в свою очередь, дает следующее определение слову «лечение» - это комплекс медицинских услуг, направленных на устранение заболевания у пациента.

Однако, стоит отметить, что заместительная терапия метадономне направлена на устранение заболевания у пациента. Для любого вида наркоманий характерно развитие толерантности организма к принимаемому наркотику, в связи с чем больному требуется постоянно увеличивать его дозу, чтобы не допустить возникновения абстинентного синдрома. Об этом пишет не один учебник по психиатрии. Согласно Постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.09.2005 № 31,заместительная терапия метадономосуществляется в целях создания для наркоманов больных СПИДом условий и возможности прекращения внутривенного потребления наркотических средств.[2]

Метадон не включен в Перечень лекарственных средств, утвержденный, Министерством здравоохранения, что не позволяет определить его как средство для лечения наркозависимости.

Метадон включен в Примерный перечень Всемирной организации здравоохранения основных лекарственных средств, и предназначен этим же перечнем в программах лечения зависимости, заметим, только от психотропных веществ. Так,например, героин не включен в список психотропных веществ согласно Конвенции о психотропных веществах от 1971 года.

Следовательно, заместительная терапия метадономна законодательном уровне даже не ставит перед собой цель устранить заболевание у пациента, т.е. не подразумевает его лечение.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что определение заместительной терапииметадономкак «лечение» противоречит ст.1  Закона Республики Беларусь «О здравоохранении». Вполне справедливо возникает вопрос: какое место указанная терапия  занимает в области здравоохранения с точки зрения закона, если она не является лечением.

 

Также принимая во внимание:

- что ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (принятав 1948 г.) провозглашает  право каждого человека на такой медицинский уход, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи;

- и учитывая что «здоровье» согласно определению Закона о здравоохранении–это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболеваний,следует вывод:

использование метадона при заместительной терапииметадономв качестве лекарственного средства для лечения наркозависимости противоречит назначению метадона согласно Примерному перечнюВсемирной организации здравоохранения основных лекарственных средств (графе 24.5), Закону Республики Беларусь «О здравоохранении» и ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, потому как заместительная терапия метадономне способна дать человеку такой медицинский уход, на который человек имеет право икоторый ему необходим для поддержания здоровья.Но, напротив, учитывая наличие психического расстройства у больного наркоманией, лишает последнего возможности добровольно выбрать необходимый для восстановления здоровья метод лечения наркозависимости.

Хотелось бы дополнить сказанное рассказом участника «метадоновой» программы:

«Сначала я не хотел идти в эту программу, думал – пусть другие идут, а я посмотрю. Но потом все же решился. И не жалею. Единственное, что тяжело – нельзя надолго отлучаться, а сейчас, когда я чувствую себя хорошо, и у меня наладилась жизнь, очень хочется съездить куда-нибудь в отпуск, как все… Но условия программы таковы, что невозможно сделать большой перерыв. Если когда-нибудь придумают, как решить эту проблему – я буду очень рад»[3].

Возникают  вопросы:

Метадонвообще лечит заболевание, обусловленное психической или (и) физической зависимостью от наркотических средств или психотропных веществ?

А) если да: существуют официальные заключения о проведенных исследованиях?

Б) если нет: Единая конвенция о наркотических веществах 1961 года заявляет, что одним из наиболее действенных методов лечения наркоманов является лечение в больничном учреждении в свободной от наркотиков атмосфере. Единая конвенция о наркотических веществах 1961 года обладает наибольшей юридической силой по отношению к иным правовым актам, регулирующим отношения по борьбе с наркоманией. Выходит, что заместительная терапия метадономне соответствует положениям Конвенции.Проводилась ли обязательная юридическая экспертиза постановлений Министерства здравоохранения, регулирующих порядок осуществления заместительной терапииметадоном? По каким критериям вынесеныположительные заключения о соответствии указанных постановлений законодательству. Указ президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 711 определяет, что критерием оценки нормативных правовых актов при проведении юридической экспертизы последних является соответствие правового акта законам Республики Беларусь и международным договорам Республики Беларусь.

Мне не удалось в открытом доступе найтипостановление, которым утверждена инструкция о порядке проведения заместительной терапии метадоном виных наркологических диспансерах, помимо Гомельского. Возникает вопрос,имеется ли правовое основаниедействия кабинетовзаместительной терапии метадономв Минской области?

ЗТМ КАК СПОСОБ ТРУДОУСТРОИТЬСЯ

В целях обеспечения охраны труда работодатель обязан не допускать к работе лицо, которое появилось на работе в состоянии наркотического опьянения[4].

Поясним, что является состоянием наркотического опьянения. Согласно законодательству таким состоянием является наличие наркотических средств в биологических образцах, забранных у работающих. Полагая, что в биологических образцах лица, принявшего перорально метадонне трудно обнаружить наркотическое средство, можно сделать вывод, что больного запрещено допускать к работе. И только не допустив такого работника к работе наниматель не нарушит положения Закона «Об охране труда», и тем самым не нарушитправа иных работниковна рабочее место, которое должно соответствовать требованиям по охране труда.[5]

Также необходимо помнить, что положение работника больного наркоманией, принявшего метадон и появившегося на рабочем месте очень неустойчиво, так как работодатель имеет полное право уволить такого работника по собственной инициативе.[6]

Вцелом не решен вопрос трудоустройства пациентов заместительной терапии метадоном. Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения от 28 апреля 2010 г. № 47 определяет, что наркомания относится к заболеваниям (состояниям), являющимися общими противопоказаниями к работе с вредными и (или) опасными условиями труда. В отношении лиц, страдающих наркоманией, находящихся в программе заместительной терапииметадоном, специальных ограничений не установлено.

То есть участник заместительной терапии метадоном, если он, например, по профессии монтажник строительных конструкций не может допускаться к работе.

Кроме того, в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения от 28.04.2008 № 78, наркомания включена в перечень заболеваний и противопоказаний, препятствующих управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами. Напрашивается вывод, что пациент, находящийся в программе заместительной терапии метадоном находится в условиях отсутствия свободного выбора профессии.

ЗТМ КАК СПОСОБ ВЕРНУТЬ ИЛИ ОБРЕСТИ СЕМЬЮ

В случае если установлено, что родители (единственный родитель) ребенка является хроническим наркоманом, то такой ребенок признается находящимся в социально-опасном положении[7][8]. Декрет  Президента Республики Беларусь № 18обязываетпомещать детей родителей, больных наркоманией, на государственное обеспечение (в детские дома и т.п.) в целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях.

В целом, наркотическая зависимость родителей (единственного родителя) является медико-санитарным показателем неблагополучной семьи[9]. Наркозависимость является заболеванием, влияющим на поведение родителей[10].И помимо всего прочего, существует утвержденный Министерством здравоохранения перечень заболеваний, при наличии которых родители не могут выполнять родительские обязанности[11]. В данный перечень входит такое заболевание как наркомания. Выходит, что больного наркоманией, проходящего курс заместительной терапии метадоном к воспитанию ребенка допускать запрещено, так как согласно закону для ребенка это социально не безопасно.

ВЫВОД

Речь не идет о том, что человек больной наркоманией должен быть изолирован от общества. Речь не идет о том, что человек больной наркоманией не достоин иметь работу и семью. Речь о том, что человек имеет право на достойное медицинское обслуживание, и законом дано четкое определение такому медицинскому обслуживанию. К сожалению, заместительная терапия метадоном не является таковой. И если говорить о свободе выбора пациента способов лечения наркомании, то всегда следует помнить, что наркомания–заболевание,связанное с психическим расстройством, и наркоман не способен адекватно выбрать наиболее полезное лечение для себя.Больной наркоманией психически беспомощен и, как следствие, он не способен самостоятельно отказаться от заместительной терапииметадономи принять решение лечиться в атмосфере свободной от наркотиков.Выбор зависимого человека, в абсолютном большинстве случаев, будет падать на более легкий способ лечения, коим и является заместительная терапия метадоном, учитывая не только физическое, но и материальное состояние больного.

Если говорить о том, что заместительная терапия метадоном проводится в рамках Проекта технической помощи «Профилактика и лечение ВИЧ/СПИДа в Республике Беларусь», который ставит перед собой задачу - снижение количество случаев заражения ВИЧ инфекцией, то предлагаю обратиться к официальным данным Национального статистического комитета и Министерства здравоохранения. Начиная с 2005 года количество случаев заражения ВИЧ-инфекцией в год по Республике Беларусь выросло. Рост происходил практически каждый год и независимо от административно-территориальной единицы Республики Беларусь, когда заместительная терапия метадоном начала осуществляться сначала в Гомельской области. Ставится под сомнение эффективность заместительной терапии метадоном, принимая во внимание те цели, для которых терапия предназначена законом.

 

Количество вновь выявленных случаев заболеваний ВИЧ-инфекцией

Гомельская область

2003 - 286

2004 - 288

2005 - 338

2006 - 324

2007 - 438

2008 - 377

2009 - 486

2010 - 437

2011 - 474

2012 – 471 (6910)

2013-2014 – 986 – ~ 493/год

Минская область

2003 - 183

2004 - 149

2005 - 120

2006 - 105

2007 - 160

2008 - 158

2009 - 171

2010 - 153

2011 - 216

2012 – 223 (1987)

2013-2014 – 320 – ~ 160/год

Гродненская область

2003 - 21

2004 - 38

2005 - 41

2006 - 20

2007 - 40

2008 - 41

2009 - 56

2010 - 52

2011 - 53

2012 – 54 (583)

2013-2014 – 110 – ~ 55/год

 

 

Ни в одном докладе об оценке эффективности заместительной терапии метадоном я не встретила заключения о том, что с помощью терапии удалось сдержать распространение ВИЧ-инфекции в определенной области Республики Беларусь (например, в Гомельской или Минской).Учитывая изложенные статистические данные, остается не ясным, на основании каких показателей оцениваются сведенияо ходе реализации проекта, которые предоставляютсяконтролирующему органуполучателем международной технической помощи в рамках Проекта «Профилактика и лечение ВИЧ/СПИДа».[12]

Статья 39Единой конвенции о наркотических веществах 1961 года, цитата:

Независимо от каких-либо постановлений настоящей Конвенции ничто не препятствует Сторонам принимать более строгие или более суровые меры контроля, чем те, которые предусматриваются настоящей Конвенцией, которые, по мнению данной Стороны, необходимы или желательны для охраны народного здоровья и благополучия.Единая конвенция о наркотических веществах 1961 года заявляет, что одним из наиболее действенных методов лечения наркоманов является лечение в больничном учреждении в свободной от наркотиков атмосфере.

А.О. Крулева (юрист-правовед)



[1]п.2 Постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь 16 сентября 2005 г. N 31 «Об утверждении инструкции о порядке проведения заместительной терапии метадоном в Гомельском областном наркологическом диспансере лицам с наркотической зависимостью больным СПИД в рамках исполнения проекта Международной технической помощи «Профилактика и лечение ВИЧ/СПИДа в Республике Беларусь»

[2]Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.09.2005 № 31 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения заместительной терапии метадономв Гомельском областном наркологическом диспансере лицам с наркотической зависимостью больным СПИД в рамках исполнения проекта Международной технической помощи «Профилактика и лечение ВИЧ/СПИДа в Республике Беларусь»

[3] Отчет о реализации проекта «Профилактика и лечение ВИЧ/СПИДа в РБ 2004-2009». Стр.15 (Замминистра здравоохранения Валентина Качан).

[4]Закон «Об охране труда»  12 июля 2013 г. № 61-З (ст.17)

[5]Инструкция о порядке проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих, утверждена Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь 02.12.2013 № 116/119 (п.3).

[6] Трудовой Кодекс РБ (п. 7 ст.42)

[7]Декрет  Президента Республики Беларусь № 18 от 24 ноября 2006 года «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

[8]Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2006 № 1728 "Об утверждении положений и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам обеспечения государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей".

[9]Приказ Министерства образования №270 от 08.05.2007 «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите».

[10]Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 22.12.2008 N 12-02-05/1645 "О направлении Методических рекомендаций по организации работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, для использования в работе органами управления образованием и учреждениями образования"

[11]Постановление Министерства Здравоохранения РБ №25 от 19.08.2005 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых родители не могут выполнять родительские обязанности» (п.5).  Международная классификация болезней Десятого пересмотра (МКБ-10, ICD-10).

[12]Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.11.2003 № 1522 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. № 460" (п.38).

Последние новости

Блогер Уваров о военно-патриотического воспитания молодёжи, проводимом МБОО "Город без наркотиков"

Очередной выпуск известного белорусского блогера Юрия Уварова вышел о военно-патриотического воспитания молодёжи проводимом МБОО "Город без наркотиков".

Подробнее...

Заседание Белорусского комитета молодежных организаций

18 мая 2021 года представителем общественного объединения "Город без наркотиков" на заседании, выступил председатель Петр Шапко.

Подробнее...

«Тайные пружины политики 2.0». Гость Пётр Шапко

Общественный деятель Пётр Шапко в интервью Григорию Азарёнку: «Без всякого сомнения, ситуацию удержал лидер страны»

Подробнее...
© 2014 - 2024. antidot.by - Город без наркотиков | При использовании материалов сайта гиперссылка на antidot.by обязательна